Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Интересные и полезные статьи.

 

 

Тайна закрытого кредита. Верховный суд РФ разъяснил, как правильно досрочно возвращать кредит банку. Российская газета - Федеральный выпуск №7676 (213).

Полезная статья. Кредиты и банки.Полезная статья. Кредиты и банки.Очень нестандартное решение приняла Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда проверила жалобу заемщицы на поведение банка. Обычно на действия кредитного учреждения жалуются должники. Но в этом случае ситуация была прямо противоположной. Проблемы у дисциплинированной заявительницы появились, когда она досрочно вернула кредит банку. Как правило, высокая судебная инстанция, проверяя решение своих региональных коллег, находит и анализирует их ошибки, а потом требует их исправления. Но на этот раз Верховный суд ответил заявительнице, что суды на месте приняли совершенно законное решение. И объяснил, как правильно применять нормы закона в данном случае. Верховный суд: вернуть кредит раньше срока можно, но надо знать правила возврата. Все началось в Саратове, куда в районный суд пришла гражданка и принесла иск к местному банку. В иске была просьба признать кредитный договор, который она заключила с банком, исполненным. А еще дама попросила взыскать с банка свои моральные страдания в размере 50 тысяч рублей и расходы на услуги представителя в размере 16 тысяч рублей. Заемщик может досрочно вернуть кредит, уведомив об этом кредитора не менее чем за тридцать дней. В зале заседания гражданка рассказала, что попросила у банка кредит на неотложные нужды в размере трехсот тысяч рублей. Банк кредит одобрил, в договоре было сказано, что срок возврата кредита запланирован через четыре года. Но житейские обстоятельства сложились так, что спустя месяц заемщица обратилась в банк и заявила, что готова полностью и досрочно погасить кредит. В тот же день она получила справку, что ее непогашенная задолженность составляет 297 696,29 рубля. Женщина тут же внесла эту сумму на открытый на ее имя счет. О том, что у нее долгов нет, гражданке, по ее словам, заявил сотрудник банка по телефону "горячей линии". Прошло два года, и вдруг банк напомнил о себе: бывшей клиентке позвонили и заявили, что у нее долг перед банком 170 тысяч рублей. Платить женщина отказалась и пошла в суд с иском к банку. Суд с требованиями гражданки не согласился. Саратовский областной суд посчитал решение райсуда законным. Тогда истица дошла до Верховного суда с требованием отменить решение саратовских судей. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ ее жалобу проверила и заявила, что "не находит оснований для отмены" и "нарушений норм права судами не допущено". Анализируя спор, Верховный суд сослался на 810-ю статью Гражданского кодекса. В этой статье сказано, что заемщик обязан возвратить полученную сумму в срок и в порядке, который предусмотрен договором займа. Если срок возврата договором не установлен, сумма займа должна быть возвращена в течение 30 дней, начиная со дня предъявления требования об этом. Если договором не предусмотрен какой-то другой порядок, то сумма займа считается возвращенной в тот момент, когда деньги передали на руки сотруднику банка или зачислили на банковский счет. В Законе "О потребительском кредите (займе)" (статья 11) сказано дословно следующее. Заемщик имеет право досрочно вернуть кредитору всю сумму полученного кредита или его часть, уведомив об этом кредитора способом, установленным договором займа "не менее чем за тридцать календарных дней до дня возврата кредита". Если более короткий срок не определен договором. В случае досрочного возврата всей суммы кредита или его части заемщик обязан уплатить кредитору проценты по договору на возвращаемую сумму кредита, включительно до дня фактического возврата соответствующей суммы. Вот что установил районный суд. Между истицей и банком был заключен кредитный договор на 300 тысяч рублей под 33,16 процента годовых. В тот же день дама заключила договор банковского счета, по которому ей открыли счет. По условиям договора допускалось досрочное погашение кредита либо в полном объеме, либо частично. В одном из пунктов договора сказано, что при желании клиента досрочно погасить кредит в любой день, но не в дату ежемесячного платежа, клиент должен написать банку заявление не позднее чем за 30 календарных дней до предполагаемого погашения. Если клиент хочет погасить кредит в одну из дат регулярных платежей, то должен к дню очередного платежа не только подготовить заявление, но и "обеспечить на счете сумму, достаточную для погашения". В Гражданском кодексе РФ (статья 408) сказано дословно следующее: "обязательство прекращается в результате надлежащего исполнения". В нашем случае суд установил, что гражданка обратилась в банк и запросила справку о текущей задолженности "без учета процентов на предполагаемую дату возврата кредита". В итоге внесенных денег оказалось недостаточно для досрочного погашения долга. Исходя из этого, райсуд посчитал, что нет оснований для признания кредитного договора исполненным. Областной суд не возражал. Верховный суд заявил, что полностью согласен с таким выводом своих коллег. Источник: https://rg.ru/ (Российская газета).

 

 

Сплавы Al-Zn-Mg (серия 7ххх).

    Система Al-Zn-Mg обеспечивает наибольший потенциал из всех алюминиевых сплавов для упрочнения при старении, хотя очень высокопрочные сплавы всегда содержат четырехкомпонентные добавки меди для улучшения их стойкости к коррозионному растрескиванию в напряженном состоянии. Однако существует важная гамма сплавов средней прочности, содержащих малое количество меди или вообще не содержащих медь, обладающих преимуществом легкой свариваемости. Эти сплавы отличаются от других свариваемых алюминиевых сплавов тем, что они значительно упрочняются при старении при комнатной температуре.

 Сплавы Al-Zn-Mg-Cu (серия 7ххх).

    Была разработана еще одна термическая обработка, позволяющая сплавам, в частности, таким как 7075, проявлять высокий уровень механических свойств при растяжении, ожидаемых от состояния Т6 в сочетании со стойкостью к коррозионному растрескиванию в напряженном состоянии, соответствующему состоянию Т73. Это известно под названием ретрогрессии и повторного старения, которые включают следующие этапы для сплава 7075.

  1. Применение состояния Т6, т.е. обработка на твердый раствор при 465⁰С, закалка в холодной воде, старение 24 часа при 120⁰С.
  2. Нагревание в течение короткого времени (например, 5 мин) при температуре в диапазоне 200-280⁰С и закалка холодной водой.
  3. Повторное старение в течение 24 часов при 120⁰С

 Состояние или номенклатура при термической обработке.

    Состояния, отличные от 0, обозначаются буквой Т, после которой следует один и более разряд. Наиболее распространенными обозначениями являются следующие:

Т4 – которое показывает, что сплав был подвергнут термической обработке на твердый раствор, подвергнут закалке и естественному старению;

Т5 – обозначающий, что сплав быстро охлажден после обработки при повышенной температуре, например, посредством прессования, а затем подвергнут искусственному старению;

Т6 – который означает термическую обработку на твердый раствор, закалку и искусственное старение.

    В случае состояния Т8, при котором изделия подвергаются холодной деформации между закалкой и искусственным старением для улучшения прочности, степень холодной деформации указывается второй цифрой, например, Т85 означает 5% холодной деформации. Также можно отметить, что возможно использование буквы W для указания нестабильного состояния, когда сплав проходит самопроизвольное старение при комнатной температуре после обработки на твердый раствор.

    Несколько обозначений, включающих дополнительные цифры, было закреплено за состояниями деформируемых изделий, подвергнутыми отпуску со снятием напряжений.

Тх51 – отпуск со снятием напряжений посредством растяжения.

Тх52 – отпуск со снятием напряжений посредством сжатия.

Тх53 – отпуск со снятием напряжений посредством термической обработки.

Т42 – обработка на твердый раствор, закалка и естественное старение.

Т62 – обработка на твердый раствор, закалка и искусственное старение. 

 

Авиационные сплавы и роль Альфреда Вильма.

    Конструкторам самолетов необходимы материалы, позволяющие им производить легкие по весу, экономичные и эффективные по затратам конструкции, которые являются долговечными и устойчивыми к повреждениям при температуре окружающей среды, температурах ниже нуля и иногда повышенных температурах. Как говорилось ранее, прочные алюминиевые сплавы восходят к периоду случайного открытия явления упрочнения старением, сделанного в Германии в 1906 году. Работа немецкого инженера-металлура Альфреда Вильма (сотрудник металлургического завода «Dürener Metallwerke AG»), позволила разработать деформируемый сплав, известный под названием дюралюминий (Duralumin) (Al-3,5Cu-0,5Mg-0,5Mn), который быстро был принят на вооружение в Германии для секций конструкции дирижаблей («Zeppelin») и для самолетов («Junkers F13»), полетевших впервые в 1919 году. С того времени деформируемые алюминиевые сплавы являются основными материалами для конструкции самолетов в авиации, которые в свою очередь послужили важным стимулом для разработки сплавов.

    Дюралюминий (Duralumin) явился предшественником ряда сплавов серии 2ххх, включая сплавы 2014 и 2024, которые используются по сей день. Крупной авиационной группой сплавов является еще серия 7ххх. Оба класса можно рассмотреть на рассматривались в рис.1 (разделе 3.4) вместе с литийсодержащими сплавами, разработанными в качестве возможных легких по весу материалов-аналогов (заменителей).

     (Выбор материалов для связанных с конструкцией видов применения главным образом зависит от огромного разнообразия требований к эксплуатационной эффективности, которые обобщаются) Рассмотрим материалы, которые применяются для типичного пассажирского самолета на рис. 1 Примеры использовавшихся более старых и более современных (новых) сплавов приведены ниже:

 

По мнению зарубежных конструкторов, при создании самолёта нужно использовать следующие сплавы:

Верхняя обшивка крыла                           7075-Т6, 7475-Т6, 7150-T6, 7055-Т77

Верхние стрингеры крыла       7075T6, 7150Т6, 7055Т77, 7150Т77

Нижняя обшивка крыла                            7475-Т73, 2024-Т3

Нижние стрингеры крыла                        7075Т6, 2024T3, 2224Т39

Нижние панели крыла                              7075-Т6, 7475T6, 7175-Т73, 2024-Т3

Обшивка фюзеляжа                    7075-T6, 7475-Т6, 6013-Т78, 2024-Т3

Стрингеры фюзеляжа                 7075-Т6, 7075-Т73,7475-Т76,7150-Т77

Шпангоуты фюзеляжа /

Перегородки                                                  7075-Т6, 7050-Т6, 2024-Т3

Ребра и лонжероны                    7010-Т76, 7150-Т77, 7085-Т7651, 2024-Т3

Хвостовое оперение (хвост)   7075-T6, 7475-Т6, 7050-Т76, 2024-Т3

 

 

Рис. 1 Требования к свойствам конструкционных элементов типичного пассажирского самолета (Staley, J.Т. and Lege, D J., Journal de Physique IV, 3, 179, 1993).

Источник: Книга "Мир материалов и технологий" (Я. Полмеар), ред. Васильев Л.В. 

 

 

ПРОЧИТАЙТЕ БРЕД ИЗ ИНТЕРНЕТА.

Мы искренне надеемся, что Вы знаете достоверную информацию.

 "Алюминий Д16Т - это нужно знать".     

Д16 - это сплав алюминия с магнием и медью. Такие сплавы именуются дюралями, а дюрали применяются в качестве конструкционных сплавов в авиационной и космической промышленности, благодаря их прочности и относительной лёгкости. Продажа алюминиевого проката. 

В чистом виде Д16 применяется редко, так как в не закалённом состоянии обладает меньшей прочностью и твёрдостью, чем АМг6 и в то же время уступает ему по коррозионной стойкости и свариваемости. Но детали из Д16 с поперечным сечением не более 100-120 мм можно закалить и состарить уже после их изготовления. В большинстве же случаев в продаже присутствуют уже упроченные и состаренные естественным методом полуфабрикаты, маркируемые Д16Т.

 Сплав классифицируется как прочный термоупрочняемый, но не предназначен для сварки. Однако, его можно сваривать точечной сваркой, хотя в большинстве случаев детали из него закрепляются с помощью креплений. Также из Д16 могут изготавливать и сами крепления в виде заклёпок с антикоррозионным покрытием. Сплав легко обрабатывается резанием.

 Свойства материала Д16

Д16 - это термоупрочняемый деформируемый сплав алюминия, который имеет химический состав по ГОСТ 4784-97

Благодаря низкой тепло и электропроводности этот материал хорошо проявляет себя при температуре свыше 120 °C и до 250 °C, однако не допускается его использовать даже кратковременно при температуре выше 500 °C. Он не склонен к образованию трещин, но при повышении температуры выше 80 °C склонен к образованию межкристаллитной коррозии, что накладывает определённые ограничения на его применение. Однако искусственное состаривание позволяет избежать образования коррозии, с одновременным уменьшением прочности и пластичности.

Д16Т обладает высокой твёрдостью и прочностью, но уступает по этим параметрам заготовкам из сплава ВД95Т1 в особо твёрдом состоянии после искусственного старения и закалки. Но при повышении температуры выше 120 °C Д16Т проявляет лучшие механические свойства и не имеет себе равных в пределах до 250 °С. Кроме того следует отметить, что ВД95 склонен к коррозии под напряжением, так что не всегда удаётся использовать весь потенциал этого материала до конца.

Большинство дюралей имеет склонность к коррозии больше чем другие сплавы алюминия. По этой причине изделия из дюралей плакируют 2-4% слоем технического алюминия, либо покрывают лаком. Однако учитывая иногда высокие температурные режимы работы деталей из дюралей, в большинстве случаев предпочтительнее плакировка и анодирование, что и сказывается на выборе листовой продукции, выпускаемой под плакировкой. Кроме того, Д16Т плохо поддаётся сварке и может свариваться только точечной сваркой, поэтому в большинстве случаев закрепляется с помощью заклёпок и других разъёмных и неразъёмных соединений.

 Форма выпуска. 

Как уже было сказано ранее, Д16 в чистом виде, хотя применяется, но редко. А невысокая стойкость к коррозии диктует необходимость в плакировке металлопроката. Соответственно, выпускаются полуфабрикаты из Д16 следующих видов:

 

  • В чистом виде,
  • Т - закалённые и естественно состаренные,
  • Т1 - искусственно состаренное состояние.
  • М - отожжённые,
  • Плакированные (прим. Д15ТА)

Из Д16 производят:

  • Плиты Д16Т,
  • Листы Д16АТ,
  • Прутки Д16Т,
  • Уголки Д16,
  • Листовой алюминий.

 Прутки диаметром до 100 мм производятся в естественно-состаренном виде в состоянии Т иногда отожжённые - М, а листы - плакированные в состоянии М или Т, в зависимости от области применения.

 

Область применения. 

Д16Т - это конструкционный термоупроченный и естественно состаренный сплав в заготовке, который применяется в различных областях народного хозяйства.

Его применяют и для изготовления силовых элементов конструкций в авиатехнике: деталей обшивки, каркаса, шпангоутов, нервюр, тяги управления, лонжерон.

Также из него выпускают и детали работающие при температуре в пределах 120-230 ° C — по ГОСТу.

Он применяется и в автомобильной промышленности для изготовления кузовов, труб и других достаточно прочных деталей.

Д16Т применяют для изготовления заклёпок с высокой прочностью на срез. Эти же заклёпки применяются для крепления других более мягких алюминиевых деталей, например, из магналия АМг6.

 

 

 

Военная приемка жжет. 

 

 

ОАО "Завод авиационных профилей и проката"в гостях у Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ). Рейтинг металлоторговцев в России. (Январь 2016).

 

 

Наш ответ Чемберлену. 

 

 

У нас берут В95ПЧТ2, тем не менее, мы бы хотели рассказать Вам об интересной статье «СТРУКТУРНАЯ ПОВРЕЖДАЕМОСТЬ ИСОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ СПЛАВА В95ПЧТ2 ПРИ РАЗНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ».

В авиастроении и некоторых других отраслях промышленности нашли применение алюминиевые сплавы. Многие изделия из данного сплава в процессе эксплуатации подвергаются воздействию циклических нагрузок при разных температурах. Поэтому изучение кинетики усталостного разрушения материала с учетом накопления структурной повреждаемости, появления макротрещины и последующего ее роста по сечению детали вплоть до окончательного разрушения является актуальным и представляет, как практический, так и теоретический интерес. В работе исследовался деформированный на 1,7% в свежезакаленном состоянии и искусственно состаренный катаный алюминиевый сплав В95пчТ2. Показано, что по изменению прогиба образца в процессе циклического нагружения можно оценивать развитие повреждаемости материала на всех этапах усталости: от зарождения макротрещин до их распространения, вплоть до полного разрушения. Повышение температуры испытания алюминиевого сплава приводит к уменьшению периода до зарождения усталостных трещин, возрастанию скорости их развития и понижению циклической долговечности. Получены уравнения кривых усталости сплава для исследованных температур, позволяющие прогнозировать циклическую долговечность с коэффициентом корреляции не ниже 0,924. Ключевые слова: алюминиевый сплав, температура, упрочнение, повреждаемость, фрактография, микроструктура, циклическая долговечность, сопротивление усталости. 

Алюминиевый сплав В95пчТ2 нашел применение в авиастроении и некоторых других отраслях промышленности. Многие изделия из данного сплава в процессе эксплуатации подвергаются воздействию циклических нагрузок при разных температурах, результатом которых может стать усталостное разрушение, которое может привести к авариям и человеческим жертвам. Поэтому изучение кинетики усталостного разрушения материала с учетом накопления структурной повреждаемости, появления макротрещины и последующего ее роста по сечению детали вплоть до окончательного разрушения является актуальным и представляет, как практический, так и теоретический интерес. Развитие процесса усталостного разрушения металлических материалов состоит из трех этапов: зарождения, развития усталостной макротрещины и быстрого долома [7]. Их длительность и характер зависят от сформированной соответствующими режимами технологической обработки структуры материала. Ранее было показано [8], что важной интегральной характеристикой поведения металлов и сплавов в процессе циклического нагружения (в совокупности с металлографическими, фрактографическими и другими методами анализа кинетики процесса усталостного разрушения) являются кривые изменения текущего прогиба образцов. Они позволяют определить момент появления усталостной трещины и оценить скорость ее последующего развития. 

Материалы иметоды исследования.

В работе использовалась комплексная методика экспериментальных исследований. Она включала испытания при циклическом нагружении в условиях разных температур, изучение исходной микроструктуры и ее изменение на поверхности образцов при усталости на оптическом и электронном уровне, исследование процесса разрушения, измерение текущего прогиба образцов; фрактографический анализ изломов образцов и др. Для исследования был выбран деформированый на 1,7% в свежезакаленном состоянии и искусственно состаренный катаный алюминиевый сплав В95пчТ2: закалка с 465-475 °С (выдержка 1 ч), вода, правка (растяжение в свежезакаленном состоянии 1,7%); старение (12ОоС, 5ч, 180 °С, 6 ч). Цилиндрические стандартные образцы сплава В95пчТ2 испытывались на растяжение на машине ZD 10/90 со скоростью деформации 2∙10-3 с–1. На усталость при комнатной температуре цилиндрические образцы нагружались при частоте 50 Гц по схеме консольного кругового изгиба на машине МИП-8, переоборудованной для нагружения грузами и оснащенной фазосинхронизатором и оптическим микроскопом (х37) со стробоскопическим освещением для наблюдения за развитием процесса усталостного разрушения. Усталостные испытания при пониженных и повышенных температурах проводились в специальных криокамерах и печах сопротивления [8]. Математическое планирование экспериментов и статистический анализ их результатов проводились с рекомендациями ГОСТ 23026-78 и ГОСТ 25502-79. Построение КДУР осуществлялось по методу графического дифференцирования.

Результаты исследования иих обсуждение.

В процессе циклического нагружения при всех амплитудах сплав В95пчТ2 раз- упрочняется. На рис. 1 приведены фотографии изменения структуры травленой поверхности образца катаного алюминиевого сплава В95пчТ2 после различного числа циклов нагружения N/Nр (σа = 248 МПа, Np = 4,27·104 циклов): а) исходное состояние; зерна вытянутые в направлении прокатки (вдоль оси образца); б) 2,4%. В некоторых зернах появляются отдельные полосы скольжения, ориентированные вдоль волокон прокатки; в) 7,4%. Появляются плотные волокнистые линии скольжения; г) 14,8%. В отдельных зернах появляются волнистые микротрещины, перпендикулярные направлению деформации зерна; д) 29,3%. По границам зерен наблюдается множество пересекающихся микротрещин; е) 51,0%. Почти во всех зернах опасного сечения образца наблюдается пересечение микротрещин, скапливающихся преимущественно по границам зерен; ж) 73,8%. Микротрещина, проходящая по телу зерен в направлении, перпендикулярном оси образца; з) 96,0%. Развитая микротрещина. Выделение частиц упрочняющей марганцовистой фазы при искусственном старении сплава, а также взаимодействие растворенных примесей с дислокациями при деформационном старении обусловливают его высокое сопротивление развитию трещин. Однако концентрация напряжений, возникающая у частиц второй фазы или по границам зерен, вызывает образование микропор, которые, в конечном итоге, сливаются в макропоры [4, 5, 7]. Усталостные микротрещины появляются в коротких полосах скольжения, ориентированных вдоль волокон прокатки. Характер усталостного разрушения материала в некоторой степени обусловливается вели- чиной э.д.у. Так, например, если в латунных и медных образцах (э.д.у. 0,007 и 0,070 Дж/ м2 соответственно) разрушение преимущественно межкристаллитное [3], то в образцах из алюминиевого сплава В95пчТ2 (э.д.у. = 0,200 Дж/м2 ) усталостная трещина распространяется по телу зерна. С увеличением циклической долговечности абсолютное значение текущего прогиба образцов при усталости уменьшается. Процесс разрушения металлических материалов под воздействием циклических нагрузок включает в себя три основные стадии: инкубационный период до появления макротрещины, ее рост и быстрый долом. Они существенным образом зависят от структуры материала, обусловленной предварительной технологической обработкой, а также условиями испытания, в данном случае – температурой [2, 3, 6]. Подобное явление наблюдалось в работе [9], где на образцах из Cu и сплавов Cu – Zn, Cu – Al и Сu – Al – Fe отмечалось, что с понижением энергии дефекта упаковки материалов сопротивление их внутризеренному разрушению при усталости повышается, а сопротивление межзеренному разрушению уменьшается. Несколько иначе ведут себя образцы из деформированного на 1,7% в свежезакаленном и состаренном состоянии алюминиевого сплава В95пчТ2. Текущий прогиб этих образцов с первых же циклов нагружения увеличивается, и только в некоторых зернах появляются редкие полосы скольжения. Затем наступает период стабилизации изменения прогиба образца, в течение которого заметно усиливается скольжение по первичным и вторичным плоскостям скольжения и образуются микротрещины.

При этом следы скольжения имеют волнистый характер, что свойственно металлам с высокой энергией дефекта упаковки, как следствие поперечного скольжения [7]. Появлению на поверхности образца макротрещины длиной ~1,0 мм соответствует момент более заметного возрастания прогиба образца, который достигает значительной величины при отношении l тр /d » 0,15. Установлено, что период до зарождения усталостной трещины у алюминиевого сплава при σa = 200 МПа Nз.тр. составляет 2. 105 циклов, а скорость роста трещины 0,106 мкм/ цикл. И затем, когда оставшееся «живое» сечение образца становится сопоставимым с внешней приложенной нагрузкой, происходит катастрофическое разрушение. Такое поведение алюминиевого сплава В95пчТ2 можно объяснить [10] выделением частиц упрочняющей фазы (дисперсионное твердение) в процессе искусственного старения у сплава В95пчТ2, препятствующих движению дислокаций в материале, а также деформационным старением – взаимодействием (блокированием) растворенных примесей с дислокациями (атмосферы Коттрела) и с растянутыми дислокациями (атмосферы Сузуки) – в процессе циклического и предварительного статического нагружения, что приводит к более позднему зарождению усталостных трещин и более медленному их распространению и, в конечном счете, способствует увеличению сопротивления материалов усталостному разрушению [7].

При этом усталостная трещина в образцах из алюминиевого сплава В95пчТ2 с высокой э.д.у. (0,2 Дж/м2 ) проходит по телу зерна. Подобные результаты были получены ранее Мак Эвели и Бекофеном на образцах из Сu и сплавов Си-Zn, Cu-Al, где также показано уменьшение сопротивления межзеренному и повышение сопротивления внутризеренному разрушению с понижением величины э.д.у. исследованных материалов. КДУР алюминиевого сплава В95пчТ2, деформированного (1,7%) в свежезакаленном состоянии и состаренного располагается значительно ниже, чем, например, для отожженной Ml, у которой э.д.у. = 0,07 Дж/м2 [4, 7]. На рис. 3 приведены кривые усталости алюминиевого сплава В95пчТ2 для температур эксплуатации от 0,23 до 0,46 Тпл, К (–60, 20, 160 и 280 о С).

Установлено, что увеличение температуры испытания от 0,23 до 0,46 Тпл, К (правка 1,7 % в свежезакаленном состоянии и последующее двухступенчатое старение) приводит к некоторому повышению долговечности при высоких напряжениях (например, с 5,52⋅103 до 7,45⋅103 циклов при σа = 400 МПа). Дальнейшее повышение температуры нагружения до 0,46 Тпл, К обусловливает снижение долговечности, которая при σа = 400 МПа составляет лишь 4,28·103 циклов. При низких же амплитудах напряжения (N>105 циклов) долговечность сплава В95пчТ2 монотонно снижается с увеличением температуры испытания от 0,23 до 0,46 Тпл, К. При этом наклон кривых усталости с ростом температуры испытания становится круче, что указывает на зависимость эффекта температуры на долговечность от уровня напряжения. Изломыобразцовиз сплава В95пчТ2 при температуре –60 °С содержат гладкие сколы и единичные очаги зарождения трещин, а при 280°С имеют грубый рельеф зоны распространения трещины и долома. При повышении температуры испытания до 0,46 Тпл, К активизируются релаксационные процессы, главным образом вакансионные, приводящие к быстрому разупрочнению материала образцов. В изломах четко выраженных следов продвижения трещины, очагов ее зарождения и зон долома не наблюдается. В области температур 0,23-0,46 К долговечность образцов при σа = 314-335 МПа почти одинакова. Характер излома изменяется от хрупкого долома при 0,23 Тпл, К (–60 о С) с ровным гладким сколом, единичными очагами зарождения трещин и мелкими сколами в зоне роста усталостной трещины до вязкого с грубым рельефом распространения трещин и долома при 0,46 Тпл, К. При амплитуде 210 МПа долговечность образцов монотонно снижается с повышением температуры, а структура их изломов становится более вязкой по сравнению с высокими амплитудами. При этом рельефные следы многочисленных трещин чередуются с площадками хрупкого скола и наличием ямок. В многофазных поликристаллических материалах концентрация напряжений, возникающая у частиц вторичной фазы или по границам зерен, вызывает образование микропор, которые, в конечном счете, объединяются в макропоры. Под действием циклических нагрузок процесс порообразования активизируется за счет генерации деформационных вакансий и является контролирующим усталостное разрушение до тех пор, пока не интенсифицируется поперечное скольжение дислокаций. При этом при всем разнообразии структуры поверхности изломов образцов в результате анализа оказывается, что величина зоны усталостного разрушения увеличивается с ростом циклической долговечности. Снижение циклической долговечности с повышением температуры испытания алюминиевого сплава В95пчТ2, особенно при низких амплитудах приложенного напряжения, приводит к увеличению скорости роста усталостной трещины и уменьшению периода до ее появления. Так, при увеличении температуры испытания Тпл, К с 0,314 до 0,46, К долговечность этого сплава снижается в ~ 2,0 раза (с 6,32·104 до 3,15·104 циклов) при σа = 248 МПа. Этому соответствует уменьшение в 2,09 раза (с 4,8·104 до 2,3·104 циклов) числа циклов до зарождения усталостной макротрещины и возрастание скорости ее последующего роста с 2,85⋅10-1 до 4,74⋅10-1мкм/цикл. При меньшем напряжении (σа = 248 МПа) циклическая долговечность этого алюминиевого сплава снижается уже в 2,57 раза (с 2,45⋅105 до 9,55⋅104 циклов), Nз.тр. в 2.76 раза (с 2,0⋅105 циклов до 7,25⋅104 циклов), а скорость роста усталостной трещины возрастает с 1,06⋅10-1 до 2,0⋅10-1 мкм/цикл. Ухудшение сопротивления усталости сплава с ростом температуры испытания может быть связано [4] с повышением пластической деформации и изменения характера ее протекания при низкотемпературном деформировании, в связи с деформированием субструктуры при высоких температурах, а также с ускорением окислительных процессов на поверхности опасного сечения образца и в вершине развивающейся трещины [2].

Выводы:

1. Процесс разрушения алюминиевого сплава В95ПЧТ2 (деформация 1,7 % в свежезакаленном состоянии, двухступенчатое старение) под воздействием циклических нагрузок включает в себя три основные стадии: инкубационный период накопления повреждений до появления макротрещины, ее рост и быстрый окончательный долом. Они существенным образом зависят от структуры материала, обусловленной предварительной технологической обработкой, а также температурой испытания.

2. По изменению прогиба образца в процессе циклического нагружения можно оценивать развитие повреждаемости материала на всех этапах усталости: от зарождения макротрещин до их распространения, вплоть до полного разрушения. Это позволяет произвести выбор оптимальных режимов технологической обработки с целью повышения эксплуатационной долговечности металлоизделий.

3. Установлено, что повышение температуры испытания алюминиевого сплава приводит к уменьшению периода до зарождения усталостных трещин, возрастанию скорости их развития и понижению циклической долговечности.

4. Получены уравнения кривых усталости сплава для исследованных температур, позволяющие прогнозировать циклическую долговечность с коэффициентом корреляции не ниже 0,924. 

 

 

У нас Вы можете купить с АВИАТЕХПРИЁМКОЙ (АТП, РТ –ПРИЁМКА): дюралюминий Д16Т, Д1Т, алюминиевый прокат АМГ2, АМГ3, АМГ5, АМГ6, 1561. Большой выбор высокопрочного проката алюминия типа В95 (В95Т1, В95ПЧТ2, В95ОЧТ2) титан ВТ1-0, ВТ6, медь М1, М2, бронза БрБ2, БрАЖ, латунь ЛС59-1, Л63- Вы по адресу!